Бизнес-коучинг

бизнес коучинг

10 вопросов о бизнес-коучинге

Жизнь постоянно заставляет человека принимать решения и делать выбор между имеющимися возможностями. На эти процессы влияют как интеллект, способности, эрудиция, кругозор, знания, опыт, фантазия, воображение, память, интуиция, восприятие, эмоции, особенности характера, так и внешние объективные обстоятельства.

Всё вышеперечисленное (кроме внешних объективных обстоятельств) относится к психической сфере человека. Поэтому вполне логично то, что успешность человека во многом зависит от успешности функционирования его психологических механизмов.

А раз коучинг – это формат психологического взаимодействия, значит это инструмент повышения эффективности в различных сферах жизни (личная жизнь, творчество, карьера, бизнес).

1. Как можно лаконично сформулировать понятие «коучинг»?

Коучинг – это коммуникация коуча и клиента, направленная на достижение целей клиента. Коммуникация в данном контексте – это особым образом структурированное психологическое взаимодействие, общение. Таким образом, коучинг – это психологический инструмент повышения эффективности человека в различных сферах жизни, в том числе и в бизнесе.

2. В чём смысл коучинга?

В коучинге изначально предполагается то, что клиент потенциально способен наилучшим образом добиться своих целей и ответить на все вопросы, которые он сам перед собой ставит. Задача коуча – обеспечить благоприятные условия для реализации этих потенциальных способностей клиента.

3. Как техники коучинга способствуют повышению личной эффективности?

Две части психики человека – сознательная и бессознательная – функционируют принципиально по-разному. При этом значительная часть ресурсного потенциала скрыта именно в бессознательных структурах. Техники коучинга позволяют активировать бессознательную часть, которая позволяет человеку добиться желаемого, выйти за рамки стереотипов и преодолеть блокирующие установки.

4. Что такое бизнес-коучинг?

Бизнес-коучинг – это разновидность коучинга, направленная на повышение успешности бизнеса (это может быть переход на принципиально новый уровень развития или рост прибыли, например).

5. Каким образом коучинг позитивно влияет на бизнес?

О каком бы бизнесе ни шла речь, в любом случае необходимо признавать роль «человеческого фактора». Бизнесмен – это человек, принимающий решения. Какие решения – таков и бизнес. На принятие решений влияют множество психических сфер, такие как восприятие, эмоции, воображение, память, особенности характера. Технологии коучинга способны позитивно влиять на различные психические сферы, усиливая их потенциал, который является фундаментом для принятия эффективных бизнес-решений.

6. Каковы техники бизнес-коучинга?

Истоки бизнес-коучинга – в прикладной психологии. К настоящему времени разработано множество техник, повышающих потенциал тех или иных психологических процессов (например, целеполагания, восприятия, памяти, мышления, интуиции, осознания, выделения потребностей и приоритетов). К таким техникам относятся структурированный диалог с использованием вопросов, обратная связь, поиск ресурсов в особых состояниях сознания, нейро-лингвистическое программирование, нейрофизиологическое реструктурирование проблемного материала, имагинация, транзактный анализ, ролевое прототипирование, отзеркаливание и многие другие.

7. Как можно сформулировать принципиальное отличие между коучингом, психологическим консультированием и психотерапией?

Психотерапия ориентирована преимущественно на прошлое, в меньшей степени – на настоящее время, психологическое консультирование ориентировано на настоящее и отчасти – на будущее, коучинг ориентирован на будущее.

8. Как следует оценивать эффективность бизнес-коучинга?

Эффективность коучинга следует оценивать с двух позиций: повышение успешности бизнеса и удовлетворённость результатом лиц, вовлечённых в коучинг.

9. Чем бизнес-коучинг отличается от бизнес-тренингов?

Тренинги – это обучение конкретным навыкам по заранее структурированному шаблону, что-то вроде «натаскивания». Обучающийся при этом не генерирует новых идей, а всего лишь с большим или меньшим успехом пытается усвоить те идеи и навыки, которые даёт тренер.

Коучинговые взаимоотношения строятся принципиально по-другому. Коуч не учит и не тренирует — он обеспечивает максимально благоприятные условия для раскрытия и реализации потенциала клиента – «клиент может всё, ему осталось только узнать о том, что он может».

10. Должен ли коуч разбираться в бизнесе клиента?

Коуч работает с психологическим ресурсным потенциалом клиента, поэтому, в отличие от эксперта, он не должен знать деталей бизнеса. Кроме того, незнание специфики бизнеса позволяет коучу смотреть на проблемную ситуацию с позиции независимого наблюдателя.

 

Таким образом, понимание смысла и выгод коучинга самыми различными представителями деловых кругов позволит более широко использовать коучинг для повышения эффективности бизнеса.